Телеролики про автомобили напоминают нынче рекламу ПК — и не без причины: в салонах воссоздают домашние развлекательные центры.
Несколько лет назад, прежде чем начать работу над новым минивэном, люди из Chrysler целыми днями вместе с потенциальными потребителями сидели в их гостиных и ездили на их автомобилях, чтобы лучше узнать их образ жизни. В итоге автомобиль напичкали синхронизированными со стерео спутниковыми теле-и радиоприемниками, приставкой и цифровой музыкальной библиотекой. И что? Пятая часть купивших минивэн Town & Country добавила еще устройств на $470.
Некоторые марки люкс закладывают в стереосистему возможность получать из онлайна данные о дорожной обстановке, а также развлекательные навороты. В свою очередь производители бытовой электроники настаивают, чтобы автокомпании создали водителям условия для использования в дороге телефонов, iPod и видеоплееров, разрабатывают стандарты, на основе которых можно координировать работу сервисов и гаджетов с бортового компьютера и подключать их через приборную доску.
По подсчетам Consumer Electronics Assn., продажи видеооборудования, спутниковых радио- и телеприемников, DVD-плееров и аудиосистем через автопроизводителей и независимых ритейлеров достигают в США более $ 10 млрд в год.
Это следствие сразу нескольких тенденций. Продавать автомобили сейчас сложно как никогда, и производители отчаянно ищут, чем привлечь покупателя помимо экономичности, надежности, мощности.
Большинство же потребителей привыкли всюду брать с собой любимые аудио- и видеозаписи. Благодаря более совершенной hands-free автомобиль, возможно, не врежется в авто впереди, пока водитель ищет на дисплее нужную песню. А технология распознавания речи уже позволяет разговаривать с гаджетами, не ощущая себя при этом так, будто общаешься с наполовину глухим иностранцем. «Бытовая электроника развивается со скоростью света, — говорит директор Chrysler по стратегическому развитию передовых технологий Майкл Кейн. — Мы делаем все, чтобы угнаться за ней».
Автопроизводители и изготовители электроники объединились в рамках инициативы Media Oriented Systems Transport (MOST) и разработали технические стандарты, позволяющие подключить к автомобильному компьютеру и аудиосистеме любой гаджет, не трогая при этом электронную начинку машины. Первыми в MOST вошли немецкие Daimler и BMW, позднее к ним присоединились Audi Toyota Hyundai, бренды люкс от Ford.
Понимая, что ассортимент развлечений для покупателей почти так же важен, как и технические характеристики автомобиля, в Ford полагаются на Microsoft: ее Sync позволяет, используя голосовые команды, пользоваться обширной музыкальной библиотекой и мобильником. Владельцы нового Mercedes-Benz класса С ($40 тыс.) могут голосом переключать мелодии, запрашивать сведения о дороге или маршруте.
Кино в автомобиле
Усилия Chrysler не пропадают даром новые модели нравятся таким, как 39-летняя Китти Диксон. Она живет в Бирмингеме, фешенебельном пригороде Детройта, и часто ездит на автомобиле с двумя своими детьми (2 и 5 лет) и тремя их кузенами (10, 12 и 14 лет). В старом минивэне Chrysler с единственным экраном с DVD-плеером развлекать такую ораву было непросто. В новом Town & Country экраны есть в каждом ряду, и выбор каналов куда больше.
Для большинства интегрированная электроника остается мечтой. Треть владельцев автомобилей даже не имеют возможности извлечь стереосистему, не вскрывая приборной панели или не нарушая работы электроники. А иные новинки оснащены Bluetooth, совместимым не со всеми сотовыми.
Однако даже такие просчеты открывают новые возможности. Парижская Parrot продает компактные системы ($100) для подключения любого телефона с Bluetooth к стерео в любом автомобиле. Другое устройство от Parrot предназначено для iPod и mpЗ-плееров. Mytech из Остина (Техас) свела эти функции в аппаратике 10x15 см.
Следующая ступень потоковые мультимедиа. На сегодня работа «мобильного ТВ» ограниченна. К примеру, в рамках эксклюзивного договора с Chrysler Sirius Satellite Radio предлагает всего три спутниковых телеканала. По словам Кейна из Chrysler, обсуждаются контракты на новостные, спортивные и киноканалы, хотя конкретных договоренностей нет.
Скоро, чтобы посмотреть что-либо в машине, не понадобится спутниковый приемник. Мобильники, подключенные к высокоскоростным сетям, уже могут получать через Интернет видео, телеконтент и даже кино. Как говорит директор Mercedes-Benz U.S. по телематике Саша Саймон, теоретически все это можно перебрасывать на экраны в автомобиле через Bluetooth или иначе. Беспроводные стандарты типа WiMAX (более передовые, чем Wi-Fi) дадут автолюбителям доступ к интернет-контенту.
Это наверняка порадует 35-летнего IT-консультанта Аманте Бустаманте, который с двумя детьми живет неподалеку от Вашингтона (фед. округ Колумбия). Бустаманте долго предпочитал японские и европейские бренды, но недавно купил свой первый Chrysler — новый Town & Country, и только потому, что в нем несколько видеоэкранов и большой выбор развлечений. Теперь его дети на заднем сиденье могут смотреть что-то свое с беспроводными наушниками, а он с женой — слушать песни 80-х по спутниковому радио. «И водителю хочется развлечься, — поясняет он. — Не люблю слушать мультяшные писки из колонок».