То, на что обращают внимание "мозги":
1. Температура двигателя.
Если она ниже +70..75 градусов, то расход возрастает.
На 10-15% при его температуре +40.
На 50% и более процентов при температуре ниже 0.
2. Температура воздуха во впускном коллекторе.
Если она ниже +20 градусов, то расход возрастает.
При 0 градусов в коллекторе расход возрастает на примерно 3-5% (на столько же возрастает и мощность).
Если температура выше +25, то расход падает.
При +50..60 градусов расход падает на 3-5% (на столько же падает мощность).
Температура воздуха в коллекторе при движении примерно равна окружающей температуре (разница 2-3 градуса).
3. Атмосферное давление.
Колебания расхода -3..+3% в зависимости от колебаний атм. давления или больше, если высоко над уровнем моря.
4. Скорости нажатия на педаль газа.
Чем быстрее нажимается педаль газа и чем ниже обороты, тем больше процент обогащения. До 50% при оборотах менее 1500 и до 5% при оборотах более 5500.
Факторы 1-4 работают совместно, т.е. эти проценты суммируются и применяются к базовому значению длительности открытия инжекторов. Может оказаться так, что прогрев на месте, а потом - езда обеспечит меньший расход, нежели езда практически без прогрева исходя из факторов 1,2,4.
Другие факторы:
5. Вязкость применяемого масла в двигателе.
Чем оно жиже на полу-прогретом двигателе, тем ниже расход и наоборот. На полу-прогретом моторе масло 5w-40 обеспечит меньший расход, нежели 5w-50. На прогретом моторе эта разница исчезающе мала.
6. Аналогично для масла в коробке и/или раздатке, мостах.
7. Вязкость смазки подшипников ступиц.
Об оптимальных оборотах
Кроме раскрутки до тех или иных оборотов можно ведь еще газ по-разному топтать - слегка нажимать или до пола. Так что здесь как минимум двухпараметрическая задача.
Если говорить об оптимальных оборотах, то надо посмотреть на кривую крутящего момента. Там, где она с ростом оборотов начинает заваливаться, КПД двигателя (отношение мощности к секундному расходу, а мощность - произведение момента на частоту вращения)валится вместе с ней, причем еще и быстрее (т.к. секундный расход растет примерно пропорционально оборотам). Так что крутить двигатель выше пика кривой крутящего момента с точки зрения экономии бессмысленно.
Правда надо оговориться, что кривая момента всегда рисуется в расчете на полный газ, а при реальных открытиях дросселя кривая будет совсем другая, и ее максимум скорее всего уплывет в сторону меньших оборотов.
Что касается второго фактора (газа), то здесь тоже непросто. Если чуть касаться педали, то в городе всю дорогу будешь ехать на пониженных передачах (т.к. машина будет очень медленно разгоняться), а это явно неэкономично. Если давить до упора, то система питания будет дополнительно обогащать смесь, что тоже увеличит расход. Оптимум, как всегда, где-то посередине.
Вот такой сумбур :)))
А вообще-то уже довольно много лет назад ЗР пытался изучить такую двухпараметрическую зависимость расхода, гоняя в разных режимах Жигули - 2106. Помню, что если исключить крайние случаи (газ 25% и газ 100%), то разница получалась очень небольшой. С оборотами по-моему примерно так же.
(автор не известен)
|