Безопасность – это одно из основных требований, которые предъявляются к автомобилю. От безопасности отдельно взятого транспортного средства может зависеть сохранность жизни и здоровья не только водителя и пассажиров, но и пешеходов, а также безопасность на дороге в целом.
Современная система автомобильной безопасности включает активную и пассивную составляющие. Активная способствует предотвращению вероятности аварии. Пассивная же позволяет уменьшить степень тяжести последствий дорожно-транспортного происшествия, сохранить здоровье и жизнь пассажиров.
Пассивная безопасность зависит от множества особенностей конструкции машины: устройства бампера, уровня жесткости кабины, травмобезопасности материалов салона, наличия активных подголовников, ремней, подушек безопасности. Работа каждого элемента системы пассивной безопасности в отдельности малоэффективна, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, к примеру, подушки безопасности применяются только в паре с ремнями.
Задача подушек безопасности во время аварии плавно погасит скорость водителя и пассажиров, смягчить их удар о руль, элементы кузова и окна. Подушки работают по принципу пиротехнического наполнения: в момент столкновения кристаллическое вещество – азид натрия (NaN3) – воспламеняется, с огромной скоростью разлагается на азот и натрий и наполняет эластичную оболочку подушки газом. Механизм, при котором подушки безопасности срабатывают, зависит от скорости движения автомобиля, скорости его замедления, использования ремней безопасности, веса пассажира и места его расположения, наличия детского кресла.
В зависимости от расположения и направленности действия выделяют фронтальные, центральную, боковые (шторки безопасности), головные, коленные подушки безопасности.
Фронтальных подушек две. Одна из них располагается в руле и предназначена для создания безопасности водителя, вторая размещена в верхней правой части передней панели, ее цель – защита от удара переднего пассажира. Они срабатывают в условиях сильного лобового столкновения, косого удара в переднюю часть транспортного средства, жесткого приземления и падения автомобиля.
Центральная подушка безопасности располагается в подлокотнике переднего сидения, в центре спинки заднего сидения. Ее задача уменьшить степень повреждений при боковом столкновении.
Боковые подушки безопасности размещаются в спинке переднего сидения или на задних сидениях. Их действие направлено на снижение риска травмирования брюшной полости, таза и грудной клетки в условиях бокового столкновения.
Шторки безопасности могут размещаться между стойками в передней и задней частях крыши автомобиля. Они служат для защиты головы пассажиров передних и задних сидений при боковом ударе.
Коленная подушка безопасности, расположенная под рулем, защищает от травм колени и голени водителя. В некоторых моделях устанавливаются под «бардачком» для защиты переднего пассажира.
В некоторых современных моделях автомобилей также используются задние подушки безопасности, которые раскрываются перед задним стеклом, подушки, встроенные в ремни безопасности, и даже внешние подушки для безопасности пешеходов. К 2020 году планируется внедрение внешних подушек безопасности, задача которых – защита боковых частей автомобиля.
Подушки безопасности – эффективное и надежное средство пассивной безопасности автомобиля. Однако необходимо помнить, что сохранить здоровье и спасти жизнь они смогут только пассажирам, пристегнутым ремнями безопасности.
Современные системы подушек безопасности довольно умные и имеют разные степени срабатывания. Т.е. срабатывание возможно даже при относительно не сильном столкновении. В этом случае подушка надувается условно в «полсилы». Машина может и не получить сильных повреждений, а подушка сработала. В этом случае подушка меняется, так же как и любая другая деталь в автомобиле, восстановление подушек безопасности в Москве и в любом другом месте абсолютно не проблема. Так же как и восстановление делателей салона, которые повреждаются при срабатывании подушек, например торпедо, при срабатывании пассажирской подушки безопасности.